Профильная и профессиональная ориентация в контексте подготовки к эксперименту по предпрофильной подготовке. Вопросы и ответы

Н. Ф. Родичев


В нашей школе профориентационная проблема практически неактуальна, до последнего времени 100% выпускников поступали в Государственную Академию нефти и газа. Сейчас, правда, некоторая часть ребят ориентируется на МГИМО, МГУ, ГУ-ВШЭ…
(психолог из престижной ведомственной общеобразовательной школы)

Достаточно красноречивый пример влияния родителей и несколько экзотического (для России, но не для Москвы) типа их профессиональной субкультуры на профессиональный выбор школьников. Как сказал один из старшеклассников (не из этой, а из обычной московской школы), "я поступаю в губкинскую академию только потому, что хочу, чтобы у моей собаки была отдельная комната".

В настоящее время выбор места продолжения образования определяется только размером денежной суммы, которую родители готовы потратить на то, чтобы их ребенок поступил в хороший вуз. Какая же профориентация может иметь право на существование, когда все определяют только деньги.

Деньги, конечно же сейчас определяют многое. Но, к счастью, иногда встречаются исключения.

То, что будет происходить в старшей профильной школе - это кошмар. Мы послушали то, что говорят о предстоящих реформах и с завтрашнего дня в нашем издании начинаем компанию по агитации за массовый уход детей из школы в экстернат.
(журналистка)

"Какой кошмар!" - хорошая шапка для свежего номера газеты, это известно. Но в США от 1 до 2 миллионов детей уже на домашнем обучении… И данные о его преимуществах очень противоречивы. Приходится только очередной раз констатировать, что в России свой менталитет, своя экономика, свои социальные проблемы и традиции. Да и демографический спад не за горами. И может быть, все-таки, не такой уж кошмар впереди.

Профориентация? А что, разве в школе есть такой предмет?
(школьники, студенты, учителя, директора школ, завучи, родители)

Существует, конечно же "зауроченная" профориентация. Это и модуль "Профессиональное самоопределение" в ОО "Технология", и практикоориентированные интегративные профориентационные курсы "Твоя профессиональная карьера", "Технология профессионального успеха", и другие виды специализированных курсов, созданных как педагогами, так и специалистами службы занятости. Недавно удалось встретить упоминание о курсе с профориентационной тематикой, реализуемом через "Обществознание". В связи с проведением эксперимента по предпрофильной подготовке девятиклассников в ближайшее время будут востребованы уроки и индивидуальные консультации по профильной ориентации.

Но отсутствие такого "предмета" в БУПе представляется в первую очередь следствием сохраняющегося в отечественной школе сциентистского подхода, находящего свое отражение в заведомо избыточном объеме транслируемой информации по "основам наук", среди которой сложно найти место профориентационной проблематике.

Советник Министра образования РФ, директор московской школы №1060 А.А.Пинский отвечая на дистанционном августовском педсовете 2003 года на вопрос о том, почему профильное обучение в старшей школе невозможно в настоящий момент построить не по предметному принципу, а по сферам деятельности, вместе с тем признает правомерность постановки проблемы. Он ставит ее следующим образом: "А почему вообще содержание образования структурируется по учебным предметам (структура коих есть, по сути, суженная калька "структуры наук" и университетских факультетов конца 19 века - математика, физика, язык, биология, история и др.)? Не в этом ли корень радикальной оторванности школы от жизни и, соответственно, низкой образовательной и социальной эффективности школьной институции как таковой? Конечно, во многом это так. Но все же это - вещи, связанные с много более глубокими основаниями парадигмы образования, которые не меняются на временнОм лаге в 3-5-10 лет, на подобные изменения нужны хронологические рамки нескольких поколений".

Впрочем, каждый учащийся нуждается в своем объеме и своей глубине профориентационной помощи, а если бы профориентация была достаточно жестким и обязательным элементом БУПа, то оптимизировать этот объем и глубину было бы весьма затруднительно. И чаще, чем сейчас, пришлось бы встречать тех сограждан, которые жаловались бы что в школе их "затюкали" принудительными формами профориентационной помощи так же как и обязательным и общим для всех содержанием традиционных предметов.

В нашем регионе уже много лет успешно реализуется профориентационный курс для восьмиклассников и девятиклассников. Начиналось все с курса "Основы производства. Выбор профессии". Потом был "Человек-Труд-Профессия". Сейчас и организационно, и методически отлажена система преподавания курса "Твоя профессиональная карьера". Несмотря на то, что иногда говорят о необходимости его обновления, я являюсь "фанаткой" этого курса. До сих пор успешно действуют межшкольные учебные комбинаты, где школьники проходят профессиональные пробы. Для этих целей мы использует часы, отведенные на "Технологию" и часы регионального компонента.

Курс ведут специально подготовленные учителя, отлично владеющие методикой его реализации. Есть серьезные опасения, что массовое введение за счет "Технологии" предпрофильной подготовки и новых организационных форм профильной ориентации "размоет" существующий положительный опыт. Не знаю, как в других регионах, а в нашем идея профориентационной работы в этом случае окажется дискредитированной.
(сотрудник регионального института повышения квалификации)

Пожалуй, можно только резюмировать то, что сказано коллегой. Ей очень не хочется ломать уже сложившуюся и эффективно работающую схему профориентационной помощи школьникам на этапе основной школы. Возможно, этого удастся избежать и оптимизировать то, что уже есть, и приспособить это и к задачам выбора профиля обучения в старшей школе. Следует отметить, что встречи и с представителями некоторых регионов очень ярко демонстрируют, что данный курс занимает вполне достойное место в том образовательном пространстве, в котором его и хотели видеть авторы.

Члены редколлегии:
Богуславский А. А.
Галаган С. И.
Ремнев А. А.
Родичев Н. Ф.
Третьяк Т. М.
Федотова С. В.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Аренда и прокат авто в Хабаровске GoldCar - аренда и прокат авто в Хабаровске. Услуги аренды и проката автомобилей от эконом до премиум класса в Хабаровске.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005