продолжение
Мифы о послешкольном профессиональном образовании

В наибольшей степени представляется ненормальной ситуация, связанная с поляризацией высшего образования и девальвация его качества (это не относится ко всем ВУЗам, а только к их значительной части), массовым появлением "общего высшего образования". Так, на Западе самостоятельные научные исследования ведет 80-90% университетских преподавателей, университет является частью инновационного комплекса общества, а университетский тип преподавания построен на производстве и передаче инноваций. В нашей стране самостоятельные научные исследования ведут не более не более 20% вузовских преподавателей. Это не может не отражаться и на подготовленности вузовского преподавателя к образовательной деятельности. Страдает и имидж вузов, количество которых возросло за последние годы в несколько раз. Значительная часть ВУЗов превратились в места, где родители студентов оплачивают не столько получение их детьми высшего профессионального образования, сколько покупают формальные знаки образованности для своего ребенка, а также обеспечивают дозревание своего ребенка до совершения повторного выбора направления профессионального образования, а юношей к тому же защищают от призыва в Вооруженные силы. По словам Председателя комиссии Общественной палаты РФ по интеллектуальному потенциалу нации Кузьминова Я.И., "пока мы не устраним феномен армии и тюрьмы, такой тюремной повинности в виде срочной службы в вооруженных силах, у нас второе высшее образование будет в очень значительной степени выполнять функции первого".

Экономисты иногда относят образование в сферу "доверительных товаров", качество которых нельзя "попробовать на зуб" или увидеть сразу. Целый ряд негативных тенденций в нашей стране привел к тому, что уровень доверия у "образовательному товару" стремительно падает. А вот спрос на него не уменьшается.

В результате возникает феномен высшего "псевдообразования". У него есть два вида. Первый - имитация образования, когда имеет место обман "покупателя" образовательной услуги. Второй вид - псевдообразование, возникающее по взаимному согласию сторон. К нему относится повсеместно распространившаяся практика "покупки" экзаменов, курсовых и дипломных работ. В этом случае нельзя говорить об обмане потребителя, так как происходит негласное заключение договора о покупке-продаже формальных и фальсифицированных знаков и символов образованности.

Однако, по разным оценкам, от 10 до 25% студентов в нашей стране все же учатся в высших учебных заведениях, которые не затронуты вообще данной деградацией или даже сохраняют свои позитивные традиции своего ВУЗа и своевременно предупреждают описанные деформации.

Сейчас в нашей стране действуют параллельно две системы получения высшего образования - подготовка специалистов и подготовка бакалавров и магистров. Федеральный закон "Об образовании" в 90-х годах узаконил эти новые для нас понятия: бакалавриат, магистратура, многоуровневая система. Но, не ломая сложившуюся систему, сохранил и включил в новую и старую, одноступенчатую систему подготовки специалистов, предоставляя ВУЗам самим определяться - по какой программе готовить выпускников, что повлекло за собой и некоторую сложность, связанную с необходимостью выбора (раньше было проще - выбирали из одного).

Урегулировать кризисную ситуацию с высшим образованием призван переход к системе, гарантирующей качественную подготовку в большинстве ВУЗов (кроме творческих, медицинских и некоторых других) "бакалавров" с последующим выращиванием из их числа "специалистов и магистров". Как будет развиваться ситуация - покажет время.



Члены редколлегии:
Богуславский А. А.
Галаган С. И.
Ремнев А. А.
Родичев Н. Ф.
Третьяк Т. М.
Федотова С. В.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
игровые автоматы Рейтинг клубов: Играть на деньги. играть на деньги.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005