Миф об общем образовании, как о помощнике в профессиональном самоопределении

Родители, которые искренне любят своего талантливого ребенка и, желают ему "только добра", часто готовы во имя светлого результата - получения "отличного", "качественного", "элитарного" общего образования в его традиционном, классическом понимании, пожертвовать многим. Ребенок, в свою очередь, также "готов на подвиг", раз этого желают его любимые родители. За это подвиг приходится расплачиваться психологическим и физическим здоровьем.

Не меньше века назад педагогам, психологам и философам стало ясно, что ценности и смыслы традиционного общего образования (в ситуации достижения максимального успеха в нем) перестают соответствовать складывающейся в мире ситуации. Цена за "хорошее обучение" стала слишком высокой, и это не только цена в денежном эквиваленте. Это также и цена психологическая, нравственная, социальная. Слишком часто оборотной стороной "отличного", "качественного", "элитарного" общего образования", обеспеченного всеми возможными и невозможными средствами, оказывается и неуверенность в себе, и ослабленное здоровье, и повышенный уровень агрессии. Подростки, успешные в изучении школьных предметов, расплачиваются за свой успех вечной гонкой за подтверждением своего лидерства, обидами и разочарованиями, связанными с неизбежными неудачами на пути к учебному успеху. К тому же традиционная школьная жизнь устроена так, что в тех задачах, которые она ставит перед подростком, более успешными чаще оказываются девочки, а не мальчики. И один из истоков мужской подростковой агрессивности является именно "девочковая" ориентация на понимание успешности.

Не меньше века назад педагогам, психологам и философам стало ясно, что ценности и смыслы традиционного общего образования (в ситуации достижения максимального успеха в нем) перестают соответствовать складывающейся в мире ситуации. Цена за "хорошее обучение" стала слишком высокой, и это не только цена в денежном эквиваленте. Это также и цена психологическая, нравственная, социальная. Слишком часто оборотной стороной "отличного", "качественного", "элитарного" общего образования", обеспеченного всеми возможными и невозможными средствами, оказывается и неуверенность в себе, и ослабленное здоровье, и повышенный уровень агрессии. Подростки, успешные в изучении школьных предметов, расплачиваются за свой успех вечной гонкой за подтверждением своего лидерства, обидами и разочарованиями, связанными с неизбежными неудачами на пути к учебному успеху. К тому же традиционная школьная жизнь устроена так, что в тех задачах, которые она ставит перед подростком, более успешными чаще оказываются девочки, а не мальчики. И один из истоков мужской подростковой агрессивности является именно "девочковая" ориентация на понимание успешности.

Как эта проблема отражается на ситуациях подготовки подростка к профессиональному самоопределению?

В общеобразовательной школе педагог точно знает, чего он хочет достичь и подбирает к этой цели соответствующую сумму технологий. Ребенок подстраивается под заранее известные требования. Идеал единого, универсального, предсказуемого знания невольно переносится и на профориентационную проблему: я заранее знаю, каким должно быть мое образование, моя профессия (и даже моя "семейная карьера").

А подготовиться к ситуациям профессионального самоопределения - означает убедиться в своем "незнании" мира профессий и путей продолжения образования и научиться их преодолевать. Главный образовательный результат при этом - формирование потребности в упорядочивании, систематизации информации о мире профессий и послешкольном образовании, моделировании своих правил, начало диалога с трудовой и профессиональной культурой. Иными словами, человеку далеко надо не всегда надо много знать, но всегда надо уметь построить свою собственную жизнь, быть социально эффективным.

А вот формироваться это умение может в самых разных "знаниевых" областях и в необъятном разнообразии различных образовательных "событий". Для его отработки могло бы помочь профильное обучение на старшей ступени общего образования. Оно способствовало бы тому, чтобы подросток увидел привычный школьный предмет через призму социально востребованной человеческой деятельности (в первую очередь - профессиональной), спроектировал версии продолжения образования.



Члены редколлегии:
Богуславский А. А.
Галаган С. И.
Ремнев А. А.
Родичев Н. Ф.
Третьяк Т. М.
Федотова С. В.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
HPDESIGN, плоттеры HP - Каталог - Бумага для плоттера - Бумага для плоттеров HP.. HPDESIGN, плоттеры HP - Каталог - Бумага для плоттера - Для пробных отпечатков - Профессиональная высоко глянцевая бумага HP плотностью 200 г/м² для пробных отпечатков - Профессиональная высоко глянцевая бумага HP плотностью 200 г/м² для пробных отпечатков - Бумага для плоттеров HP в магазине HPDESIGN.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005