Изучение религий в школе: цели, подходы и средства

А. Е. Кулаков
старший научный сотрудник института общего
образования МО РФ, преподаватель гимназии №1517


Почему современному российскому школьнику нужны знания о религиях?

Можно смело утверждать, что новое поколение россиян просто не сможет успешно обустраивать свою страну, не обладая знаниями о религиях и их роли в истории российской цивилизации. Аргументов в пользу этого утверждения можно найти немало.

Современная Россия - невиданный, пожалуй, образец воссоздания религиозной жизни. Ведь, как считают многие обществоведы и культурологи, СССР был единственным в истории экспериментом по построению безрелигиозного, атеистического общества. На глазах одного поколения положение религии изменилось до противоположности. Возродилось и возникло множество конфессиональных организаций, образовались религиозные политические партии и движения, наблюдается интерес к религии прежде равнодушных к ней людей. Открыто выражать благосклонное отношение к религии стало "хорошим тоном", в известной мере даже "модой". Религиозные организации осуществляют деятельность в самых разных областях: в распространении вероучения, в образовании, культуре. Не стали исключением такие сферы, как благотворительная, общественно-политическая, даже хозяйственная и предпринимательская.

Как показывают проведенные в последние годы социологические исследования, к верующим относит себя около 50% населения сегодняшней России. Религиозность сильно "помолодела": ныне люди от 22 до 50 лет составляют больше половины от числа верующих в Бога. Таким образом, опровергаются еще недавно бытовавшие представления о том, что религиозность - удел пожилых людей. Изменения в традиционные представления о верующих вносят и данные, связанные с образовательным цензом. Ныне более половины верующих имеет среднее и более трети - высшее образование. Среди наиболее многочисленных в нашей стране православных и мусульман, практически каждый второй - со средним образованием и каждый третий - с высшим. Религиозность стала присуща части интеллектуальной и творческой элиты общества.

Все перечисленное выше - вполне естественно и свидетельствует лишь о том, что жизнь россиян возвращается в нормальное общечеловеческое русло. Но одновременно мы становимся свидетелями некоторых новых, нередко настораживающих процессов: многие соотечественники увлеклись мистикой и различными формами оккультизма, обострилось межконфессиональное соперничество, идет вторжение в духовную жизнь наших граждан зарубежных религиозных и псевдорелигиозных объединений, обладающих огромными финансовыми возможностями.

Живя в России, нельзя не учитывать, что наша Родина - многонациональная страна. В ней исторически сосуществует множество культур, каждая из которых имеет свою религиозную основу. При очевидном недостатке объединяющих общество общенациональных идей в наши дни заметно усилилась тенденция к этническому эгоизму. Религиозные сообщества и рядовые верующие втягиваются в текущую политику, в межнациональные противоречия и конфликты. Чрезвычайно возросла угроза того, что к этим конфликтам добавятся столкновения на религиозной почве. И это очень опасно, как для страны в целом, так и для всех ее граждан.

И еще одно наблюдение: "всемирные универсальные и всепобеждающие" атеистические учения прошлого века заметно дискредитировали себя в глазах поколений, во всем мире более ощутимым стал интерес к национально-культурным и религиозным ценностям. К тому же на исходе ХХ века стало заметно, насколько человечество "устало" от созданной им самим могущественной цивилизации. Люди стали устремляться к простым, ясным и проверенным культурным ориентирам и ценностям. У многих появилась желание ощутить гармонию с природой, определить себя по отношению к Вечности. Этот факт во многом определил интерес современных европейцев и американцев к мистическим религиозно-философским учениям Востока, к уходящим корнями в глубокую древность природным религиям, к опыту мировых религий - буддизма, христианства, ислама. Эти тенденции в известной мере проявляются и в российском обществе.



Члены редколлегии:
Богуславский А. А.
Галаган С. И.
Ремнев А. А.
Родичев Н. Ф.
Третьяк Т. М.
Федотова С. В.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Стоимость оформления академического отпуска Академический отпуск. Оформление академического отпуска в Москве. г. Москва, ул. Люсиновская дом 9.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005