Изучение религий в школе: цели, подходы и средства

А. Е. Кулаков
старший научный сотрудник института общего
образования МО РФ, преподаватель гимназии №1517


Религии - отнюдь не только вера в Бога или богов. Религии всегда играли и продолжают играть стержневую роль, определяя своеобразное лицо цивилизаций, стран или народов. Это происходит даже в том случае, если большинство людей, составляющих ту или иную общность, никак не определяет себя по отношению к "своей" религии, а то забыло ее или мало знает о ней. Не обладая знаниями о религиях, наши ученики не разберутся в сути многих мировых и региональных политических процессов, в современных конфликтах и войнах. Без изучения религий учащимся будет трудно понять "скрытые пружины", во многом определявшие и продолжающие определять движение истории и историческую судьбу различных человеческих сообществ. Без этих знаний школьники не смогут выработать адекватное отношение к особенностям характера тех или иных этносов.

Владение хотя бы минимумом информации о религиозном наследии человечества, поможет школьникам понять явления мировой художественной культуре. Без этого, попав в музей или галерею, они не будут чувствовать себя уверенно и комфортно. О проникновении в философские глубины творчества, обычно скрытые от суетного взора, просто не придется говорить! Нередко слышны сетования по поводу наступления так называемой "массовой культуры". Это явление, резко обозначившееся в последние годы, вызывает постоянное раздражение со стороны мыслящей части общества. Заметим при этом, что коммерциализированная, усредненная и безликая массовая культура наиболее успешно распространяется именно среди тех, кто утратил связь с духовной традицией своего народа. Конечно, знания об этой традиции, сами по себе еще не свидетельствуют о том, что человек приобщился к ней, но при этом было бы непростительной ошибкой счесть эти знания бесполезными или лишними!

Молодой человек, взрослея, сталкивается с наплывом чувственности, со злом и несправедливостью в окружающем мире. Все это требует осознания и объяснения. Людям, в том числе и молодым, свойственно искать ответы на вечные вопросы: что есть я, в чем смысл моей жизни, как возник и устроен мир, что будет со мной после смерти… Религии (каждая по-своему) отвечают на них. Следовательно, изучение религий может стать одним из путей приобщения к самым сокровенным тайнам жизни и человеческой души. Важнейшие проблемы человеческой нравственности были впервые поставлены именно в рамках религиозных учений. Можно возразить, что некоторые элементы этого наследия устарели, звучат архаично и даже, с точки зрения человека наших дней, парадоксально. Но изучение этих воззрений - полезно, поучительно и интересно. Знакомство с этической составляющей религиозного наследия ведет к более глубокому познанию самого человеческого феномена. В этом смысле, тот предмет, которым нам предстоит заниматься на уроках, теснейшим образом перекликается со всеми дисциплинами гуманитарного цикла.

Существует точка зрения (высказываемая, обычно, верующими людьми), что изучение этической составляющей разных религий само по себе, не сделает наших учеников высоконравственными людьми, а может даже нанести им вред. Доля истины в этих возражениях, конечно, есть. Но, что ни говори, а знание в любом случае предпочтительнее незнания! Неслучайно русские слова "вежа" ("невежа") и "вежливый" происходят от одного корня, означающего именно знание…



Члены редколлегии:
Богуславский А. А.
Галаган С. И.
Ремнев А. А.
Родичев Н. Ф.
Третьяк Т. М.
Федотова С. В.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005