Дистанционное образование как эффективный способ дополнительного профильного образования.
Продолжение
Анатолий Ремнев
Исходя из предыдущего, в качестве метода реализации курса программирования был выбран метод проектов.
Метод проектов, обучение в сотрудничестве (cooperative learning) находят все большее распространение в системах образования разных стран мира. Причин тому несколько, и корни их не только в сфере собственно педагогики, но, главным образом, в сфере социальной.
Во-первых, существует необходимость не столько передать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать часть этих знаний самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.
Во-вторых, всегда есть актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений.
В-третьих, для обучаемых, а тем более обучаемых дистанционно, очень важна актуальность широких человеческих контактов.
Именно поэтому первым важным шагом при проведении сетевых коммуникационных взаимодействий является самопредставление участников. Такие этапы уже стали неотъемлемой частью практически всех дистанционных проектов.
Основные требования к использованию метода проектов заключаются в следующем:
- Наличие значимых в исследовательском, творческом плане проблем или задач, требующих интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. В этом плане задачи по информатике как нельзя лучше подходят для реализации этого положения, что еще раз подтверждает правильность выбора направления курса.
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. Соответственно, в курсе предложены задачи для самостоятельного решения.
- Структурирование содержательной части проекта.
Курс разбивается на несколько тем. К темам курса можно применить следующие определения:
- во-первых, соблюдена типичность, т.е. предполагается освоение методов решения наиболее типовых задач;
- во-вторых, обеспечена содержательность заданий;
- и, в-третьих, реализована нетривиальность, т.к. курс содержит минимум похожих задач, решаемых по одному алгоритму.