Дистанционное образование как эффективный способ дополнительного профильного образования.
Продолжение

Анатолий Ремнев

По второму признаку - характеру координации - телекоммуникационные проекты могут быть:

  • С открытой, явной координацией

    В таких проектах координатор участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников.

  • Со скрытой координацией

    В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта.

    Например, известны проекты, организованные и проведенные в Великобритании, в которых в одном случае профессиональный детский писатель выступал как участник проекта, стараясь "научить" своих "коллег" грамотно и литературно излагать свои мысли по различным поводам.

    В другом случае в качестве такого скрытого координатора экономического проекта для учащихся старших классов выступал британский бизнесмен, который также под видом одного из деловых партнеров пытался подсказать наиболее эффективные решения конкретных финансовых, торговых, других сделок.

    В третьем случае для исследования некоторых исторических фактов в проект был введен профессиональный археолог, который, выступая в роли немощного специалиста, направлял "экспедиции" участников проекта и просил их сообщать ему обо всех интересных фактах, найденных их участниками, задавая время от времени "провокационные вопросы", которые заставляли участников проекта еще глубже вникать в проблему.

Для реализации собственного проекта была выбрана практико-ориентированная форма с открытой координацией.

Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки всех телекоммуникационных проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Для реализации обратной связи с обучаемыми в работе курса предусмотрен форум.

Но в процессе реализации дистанционного проекта всегда возникает вопрос, как воспринимается курс, какие недостатки остались за чертой внимания разработчика курса. В таких ситуациях обычно применяют анкетирование. Однако анкетирование уже практически изжило себя в практической педагогике, потому что с одной стороны, для получения адекватных сведений требуется освещение многих сторон учебного процесса, а с другой - это требование ведет к увеличению объема анкеты, что может вызвать апатию и нежелание отвечать у анкетируемого. На смену анкетированию приходит новая форма оценки обратной связи - рефлексия. Для организации рефлексии достаточно предоставить респондентам возможность развернутого ответа на ключевые вопросы.

Телекоммуникации - новый подход к образованию и от того, насколько вдумчиво и грамотно, с педагогической и методической точки зрения, будет организована работа, зависит будущее одного из видов новых педагогических технологий в образовательных системах разных стран мира. Умение пользоваться методом проектов, обучением в сотрудничестве - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Потенциальные возможности телекоммуникаций в сфере образования очень велики. Слово за педагогами.

Члены редколлегии:
Богуславский А. А.
Галаган С. И.
Ремнев А. А.
Родичев Н. Ф.
Третьяк Т. М.
Федотова С. В.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005