Программирование в средней школе
Продолжение.
Анатолий Ремнев
Многие учителя никак не могут осознать, что вместе с внедрением компьютера во все новые области жизни интерфейс пользователя становится интуитивно понятным и доступным для самостоятельного освоения грамотным человеком. Посмотрите на ребят, у которых дома есть компьютер. Без всяких проблем они изучают и Интернет, и офисные приложения, знают такие тонкости некоторых программ, до которых добираются только они и разработчики. Каким-то немыслимым способом они разбираются в системе команд современных игр, в сравнении с которыми изучаемые в школе программы - пустяк.
Школа должна давать базовые знания по всем предметам, в том числе и по информатике. Логика, устройство процессора и компьютера, сбор, кодирование, обработка и передача информации, программирование, обзор областей применения информационных технологий должны стать содержанием информатики. А тысячи прикладных программ имеют к этому предмету такое же отношение, как электрические приборы к физике. Естественно, дети не хотят учить всего этого, а желают "работать на компьютере". Но я что-то не видел, чтобы ученики радостно бежали на урок математики, потому что там будут решать уравнения с логарифмами.
Почему программирование положено в основу информатики? Тому есть две основные причины. Первая, историческая: ЭВМ разрабатывалась как расчетное устройство и первые "монстры" работали только по написанным программам. Ни о каких "редакторах" и слова не было.
Вторая, методическая: изучая программирование, ученики одновременно приобретают навыки работы с компьютером в целом. Это включает набор и редактирование текста, файловую систему и т.п. А если грамотно подобрать примеры, то можно даже писать программы управления простейшими базами данных или форматирования текстовых файлов. Стоит ли говорить, что программирование положительно влияет на развитие логического и алгоритмического мышления учащихся.
Примерная схема изучения курса программирования в средней школе показана на рисунке. Штрих - пунктирными линиями выделены вариативные части курса.