продолжение
Мифы о психологах, как о помощниках школьнику в профессиональном самоопределении

Действительно, многие подростки и их родители только и ждут от психолога таких рекомендаций, с помощью которых было бы снять с себя ответственность по самостоятельному осмыслению проблемы и принятию решений.

Очень часто работа психолога, связанная с профессиональной ориентацией, выглядит карикатурно вследствие ее заформализованности, стремления "охватить" для отчетности как можно большее количество подростков, желания представить "понятные" и "объективные рекомендации.

Например, завуч одной из подмосковных школ делится такими своими впечатлениями после визита в школу работников регионального центра профориентации, решавших задачу максимально полного охвата профориентационными услугами школ города: "Да, к нам уже приходили профориентаторы и давали детям свои тесты. И мы, и родители остались очень недовольны этим визитом, дети потом долго "ржали" и над самими тестами, и над тем, что им раздали в качестве результатов.

Конечно, можно было применить более корректный подход и не раздавать подросткам "рекомендации" о выборе конкретных профессий. Но даже если профориентаторы воспользовались таким подходом, о чем, в первую очередь, говорит реакция подростков? Описанная "ржачка" ребят над результатами любого профориентационного тестирования является вполне ожидаемым явлением, несомненно, огорчительным для родителей и педагогов. Весь вопрос в том, как представлена цель работы ее организаторами и как интерпретируются ее результаты самим учащимся. Если работа проводилась исключительно в диагностико-рекомендательном ключе, то она действительно не достигла своей цели. Но многие казалось бы устаревшие методики можно использовать для "иммунизации" подростка от некомпетентной профориентационной "диагностики". Речь идет, естественно, о распространенных в минувшие десятилетия средствах диагностики профессиональной мотивации (на которые даже составлены юмористами пародии), а не о психодиагностическом инструментарии.

Конечно, для достижения не "количественного", а "качественного" результата важно было бы показать, из какого именно набора ответов получился на первый взгляд нелепый результат. Постараться объяснить, почему, по мнению создателей методики, она дает именно такой результат. Возможно, даже дать "поиграть" с компьютерной версией несложной методики - попытаться получить разные результаты при разных вариантах ответов на вопросы. Спровоцировать размышления или рассуждения о значимости рассматриваемых факторов выбора. Очень важно предостеречь подростков от неграмотного "коммерческого" консультирования. Следует предложить выработать собственное отношение к тем "тестам", которые так любят публиковать "молодежные", "женские" и просто "желтые" журналы.

Да и вообще, часто перед школьными психологами встает вопрос, нужно ли применять к нынешним подросткам привычные для школьной профориентации методики, базирующиеся на разработанной еще в советские годы классификации профессий? Конечно, нужно. Ничего более понятного и "удобного" пока не придумано. При помощи этих методик можно демонстрировать способы классификации профессий. Только не надо интерпретировать их диагностически: формулировка "Вам рекомендуются следующие профессии" сейчас выглядит некорректно. А вот обсуждать с подростками изменения во взглядах на многообразие областей социально востребованной деятельности стоит. И сравнивать отечественные способы классификации профессий и профессиональных типов личности с зарубежными, например, c классификацией по типу профессиональной среды. А также не разрывать эту работу с другими элементами подготовки к принятию решений.

Но, прежде всего, нужно предостеречь подростков не от вышеперечисленных опасностей, а от столь желанного от снятия с себя ответственности за совершаемый выбор. В очень большом количестве случаев в ходе профориентационной работы со школьниками существует риск формирования у них пассивной позиции "ведомого", причем эту позицию и подростки, и родители принимают с большой охотой. Что может быть приятнее, чем при помощи рекомендаций профориентатора или результатов тестирования, наконец снять с себя бремя размышлений и ответственности за выбор, закрыть глаза на проблему.



Члены редколлегии:
Богуславский А. А.
Галаган С. И.
Ремнев А. А.
Родичев Н. Ф.
Третьяк Т. М.
Федотова С. В.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
сайт создание корпоративного сайта у нас

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005