Особенности индивидуального подхода к организации исследовательской деятельности учащихся 5-6 классов
Давыдова-Мартынова Елена Игоревна
учитель информатики, истории и права
ГОУ гимназии № 1517
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в процессе выполнения учебной программы
Интересные исследовательские работы были выполнены в ходе занятий по информатике. На одном из уроков ребята узнали, что представляет собой научное исследование, научно-исследовательский проект, чем они отличается от реферата или доклада. Гимназисты познакомились со структурой такой работы, законспектировав, что должно включать введение, основная часть, в чем суть заключения, как должен быть оформлен список литературы. Вместе с ребятами мы проанализировали достоинства и недостатки научно-исследовательских работ, выполненных как их сверстниками, так и учениками старших классов.
Обычно я провожу такой урок в конце второй четверти, а на зимние каникулы даю задание разработать небольшой проект или провести небольшое исследование на свободную тему. Основное требование, которое предъявляется к такой работе - наличие элемента собственного исследования, а также правильность оформления результатов его проведения.
Я рекомендую ребятам собирать портфолио своего исследования: все наработки, черновики, первоначальные формулировки, заполненные бланки опросников или анкет. Портфолио служит, с одной стороны, доказательством авторства исследования, а с другой - по нему можно проследить ход работы, ее этапы, выявить трудности. Первый урок в следующей четверти проходит в форме научной конференции, в ходе которой ребята получают навыки устной защиты перед аудиторией, которая вправе задавать вопрос по выполненной работе. Требования к устному выступлению - четкость и краткость (не более 3-5 минут): от целей и задач, которые автор ставит в работе к результатам и выводам. Все работы участвуют в конкурсе, победители которого затем награждаются памятными призами.
В этом учебном году первое место заняли работы ученицы 5 класса "В" "Старинные русские меры длины", выполненной в форме презентации, ученицы 5 класса "Б" Зюзюковой Марии "Природные условия в Москве за последние пять лет", а также работа ученицы 6 класса "А" Гришко Ники "Борьба со снегом в условиях мегаполиса". Последнюю работу хотелось бы охарактеризовать более детально.
Во введении к работе четко сформулированы цели и задачи, обозначена актуальность темы. В теоретической части рассмотрены несколько способов борьбы со снегом в городских условиях, включая даже те, которые на сегодняшний день являются научной фантастикой. В практической части обосновывается правильность выбора одного из проанализированных подходов. В заключении сделаны авторские выводы и внесены предложения по улучшению работы городских коммунальных служб.
Естественно, Ника получила предложение продолжить свою работу и создать прикладной проект, результатом которого станет предложение новых оригинальных идей для решения комплекса проблем, связанных с организацией уборки снега и наледи с улиц мегаполиса. Для наглядности нами были сделаны фотографии проблемных участков в городе. Все описанные способы уборки снега и наледи автор работы проиллюстрировала собственными эскизами. Практическая часть работы будет представлять собой алгоритм поэтапного решения проблемы снега и наледи на московских улицах.
Итак, подготовка к научно-исследовательской деятельности в нашей гимназии начинается с 5 класса и основывается на развитии общенаучных, дидактических и исследовательских умений, выполнения индивидуальных и групповых творческих заданий, участия в работе творческих объединений.
Исходя из своих интересов и увлечений, учащиеся выбирают тему для исследования, находят необходимую литературу, готовят отчет в различных формах. Итогом данной деятельности является проведение в гимназии смотра и выставки-конкурса научных работ.
"Служба поддержки исследовательской и проектной деятельности учащихся" совместно с учителями-предметниками создает условия, при которых каждый гимназист может получить возможность попробовать себя в разных областях деятельности, способствует формированию навыков теоретического и практического исследования.
Именно на это направлен индивидуальный подход к организации научно-исследовательской работы учащихся первого уровня второго звена, который позволяет максимально учитывать творческие и интеллектуальные способности ребят как исследователей, создавать условия для реализации каждой индивидуальной личности.
Со всеми проектами, которые упоминались в статье, можно познакомиться на сайте нашей гимназии - http://www.gym1517.ru.