Программа руководства научно-исследовательской и реферативной деятельностью старшеклассников
Денисович Марина Валентиновна
учитель информатики высшей категории,
МОУ "гимназия №11", г. Анжеро-Судженск, Кемеровской области
E-mail: marina_d@ngs.ru
Информатика - одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системноинформационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, быстро развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий. Стремительное развитие социальной информатики, нарастающий объем информации, получаемой не только через телевидение и радио, но и через информационные ресурсы Интернета, приводит к возрастанию потребностей к умению ориентироваться в современном информационном мире, в мире современных технологий. На этом же фоне происходит быстрое обесценивание предыдущего опыта, возникают принципиально новые задачи.
В связи с внедрением в образовательный процесс компетентностного подхода и переходом образовательных учреждений к профильному обучению, увеличение часов направленно на расширение проектной деятельности Формирование ключевых компетенций у учащихся является приоритетным направлением в профессиональной деятельности учителя. В основе работы учителя лежит стремление передать знания, ценности, прогрессивный опыт творческой и научно-исследовательской деятельности каждому своему ученику. Немаловажную роль в этом процессе играет то, как сработает связка учитель-ученик. Именно научно-исследовательская и проектная работа учащихся способствует внедрению компетентностного подхода в обучении учащихся. В успехе ученика в научном исследовании или проектной деятельности большая доля грамотного руководства научно-исследовательской работой со стороны учителя. По-этому любой научный руководитель должен проставить перед собой основные задачи научить, овладеть, познать.
Руководитель научно-исследовательской работой по информатике должен НАУЧИТЬ СВОЕГО УЧЕНИКА:
- определять цель научно исследовательской работы;
- уметь выделять основные задачи по реализации поставленной цели в исследовательской работе;
- уметь определять гипотезу в проекте;
- уметь определять идей и способы решения поставленных задач;
- уметь прогнозирование результатов проекта (ожидаемые положительные результаты, возможные потери, негативные последствия, компенсационные меры по их устранению) и критериев их оценки;
- уметь определение допустимых сроков исполнения проекта;
- уметь работать с литературой, выделять главное;
- грамотно использовать в своей работе материалы сайтов Internet;
- соблюдать права охраны программ и данных, соблюдать авторские права;
- знать правила оформления научной работы;
- уметь грамотно оформить работу;
- уметь подготовить доклад для выступлений на научно-практической конференции;
- грамотно, кратко и четко высказывать свои мысли , уметь отвечать на вопросы и аргументировать ответы;
- уметь подготовить тезисы для публикаций по результатам работы.
Основная ЦЕЛЬ руководства научно-исследовательской работой учащегося, которую должен поставить перед собой каждый научный руководитель - стремление передать знания, ценности, прогрессивный опыт творческой и научно-исследовательской деятельности каждому своему ученику.
При этом учитель для себя должен поставить ЗАДАЧИ:
- Осуществлять руководство с достаточными полномочиями на принятие решений, способность действовать энергично и целеустремленно.
- Определять и четко формулировать цель и задачи.
- Обучать ученика, работающего над исследовательской работой;.
- Постоянная коррекция хода реализации практической и теоретической частью работы (планирование, согласование, информация и обучение).
- Постоянный контроль за полученными результатами: систематическая оценка хода реализации проекта.
Программа предусматривает помимо проведения индивидуальных занятий, чтение установочных лекций, проведение практических занятий, самостоятельных поисковых работ, самостоятельное создания учащимися проектов и защита этих проектов перед аудиторией. Особое место в данном курсе отводится практической и самостоятельной работе учащимися за компьютером.
Итогом руководства научно-исследовательской работой учащегося является выступление на школьной научно-практической конференции и внешняя экспертиза на конференциях различного уровня в АСФКемГУ, КемГУ, ТГПУ, Новокузнецкий филиал КемГУ, Всероссийские Интернет-проекты.
Курс рассчитан на 34 часа 9 - 11 классах.
Список литературы
Приложение 1. Темы исследовательских работ старшеклассников (2004-2005 уч. год)
Приложение 2. Темы реферативных работ старшеклассников