Профильное обучение

Тетраэдер в кубе или твердотельное моделирование в школе

Богуславский Александр Абрамович,
заслуженный работник высшей школы РФ, зав. кафедрой теоретической физики,
зам. декана технологического факультета Коломенского государственного педагогического института, профессор.

Журнал "Компьютерные инструменты в образовании"
http://www.ipo.spb.ru/journal

Образовательный сайт:
http://www.kompas-edu.ru


ВВЕДЕНИЕ

В работе сделана попытка осмыслить изменения в образовательном процессе, связанные с развитием информационно-коммуникационных технологий ИКТ и предложить вариант применения образовательной системы твердотельного моделирования КОМПАС-3D LT как программы общего назначения на уроках ИКТ, геометрии и черчения.

Самым существенным отличием персональных компьютеров и программного обеспечения от нововведений в процесс преподавания, связанных с техническим прогрессом в 50-70 - х гг., является непрерывное и завлекающее развитие ИКТ определяемое "законом Мура". Действительно, за последние 30 лет преподаватели средней и высшей школы прошли возбуждающий путь от простейших калькуляторов до персональных компьютеров и сети Интернет. Каждый шаг в аппаратном и программном обеспечении - от магнитофонной кассеты до диска DVD - сулил "золотой ключик" полного успеха в компьютеризации и информатизации образования.

На этом прекрасном пути непрерывного поиска и радостей очередных находок мы находимся и сейчас. А раньше! Традиционное применение новых технических достижений предполагало изучение с методической точки зрения, например, нового физического достижения или технического прибора - осциллограф, генератор СВЧ-колебаний, лазер, полупроводниковые устройства и т.п. - , подготовку рекомендаций с привычным ожиданием новых достижений. Последними такими достижениями, можно считать высокотемпературные сверхпроводники и полупроводниковые лазерные диоды, Интернет.

Эпоха высоких технологий, наверное, приводит к необходимости модификации, но вряд ли замены, привычных методик реализации связи преподавания, науки и техники. Наверное, именно в России противоречия обусловленные развитием ИКТ видны наиболее отчетливо. Действительно, в условиях информационного голода (тираж предметных научно-методических журналов сократился в 20 и более раз, выпуск изданий ВИНИТИ практически вообще прекратился, отсутствует монографическая научная литература по естественно-научным отраслям знания и т.п.).

Сеть Интернет предлагает россыпь фактов, которые могут рассматриваться в качестве информации только после серьезного анализа, по существу, заменяющего редакционную работу и библиографическую обработку, который должен каждый проделать самостоятельно.

На фоне бесчисленного множества работ по вопросу применения ИКТ в образовании достаточно трудно обнаружить и сформулировать действительно интересную идею, которая, как правило "тонет" в информационном шуме и в так называемых альтернативных работах.

В применении ИКТ мы исходим из того, что с одной стороны центральной ролью современных ПК является обеспечение быстрого доступа к различным фактам и информации, роль Интернет привлекает возможностью создания виртуальных лабораторий и кафедр, реальной реализацией интегративных связей образования науки, техники и культуры, с другой стороны - широкое распространение в повседневной жизни наукоемких технологий и предметов широкого спроса заставляет задуматься о месте фундаментальных исследований и естественно-научной подготовки учащихся.

Реальное преподавание, на наш взгляд, должно учитывать, что на квантово-механическом и квантово-оптическом этапе развития высоких технологий, они, технологии, сами обнаруживают "дуализм", т.к. представляют искусство материального воплощения фундаментальных знаний.

С этой точки зрения основной задачей образования на всех уровнях является усиление фундаментальной естественно-научной подготовки, допускающий элементы формализации с неисключаемым элементом неформализуемых отношений типа "Мастер-подмастерье", без которых невозможно формирование творческой личности.

Члены редколлегии:
Богуславский А. А.
Галаган С. И.
Ремнев А. А.
Родичев Н. Ф.
Третьяк Т. М.
Федотова С. В.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
независимая оценка квалификации Мы любим свою работу, поэтому делаем ее лучше всех. Это влияет и на скорость. А если Вам очень «надо уже вчера», мы приложим все усилия, чтобы решить вашу задачу в желаемый срок.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005